Индивидуальный предприниматель, не получивший по окончании налогового периода от покупателя доходы от реализации товара в связи с отсрочкой платежа, не может учесть соответствующие расходы в составе профвычета. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 18.04.2016 г. № 03-04-05/22206.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.221 НК РФ предприниматели при расчете НДФЛ вправе получить профессиональный налоговый вычет в сумме расходов:
- фактически произведенных;
- документально подтвержденных;
- непосредственно связанных с извлечением дохода.
Пунктом 2 ст.54 НК РФ предусмотрено, что ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, установленном Минфином РФ.
Согласно п.4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430) ИП ведет учет в Книге учета доходов и расходов на основе первичных документов.
При этом в доходы включаются:
- поступления от реализации товаров;
- стоимость безвозмездно полученного имущества.
Стоимость реализованных товаров отражается с учетом фактических затрат на их приобретение.
Учитывая изложенное, Минфин делает вывод, что если по окончании налогового периода ИП не получил доходы (в полной сумме или частично) за отгруженные товары в связи с предоставлением покупателю отсрочки платежа, то и учесть расходы по приобретению этого товара он не может.